Программа конференции
Сессия 5: Электротехника
28 мая

Разработка электротехнических систем
Павел Кургуз, Инженер по системам управления, ЦИТМ Экспонента

Доклад будет посвящен обзору основных технологий для разработки электротехнических устройств.
На примере системы управления электродвигателем и управления зарядом аккумуляторной батареи будут показаны основные принципы и инструменты, которые используют ведущие разработчики встраиваемого ПО в области силовой электроники. Будут даны ссылки на дополнительные материалы для более детального изучения вопроса.
Модельно-ориентированное проектирование системы управления тяговым приводом
Ильдар Харисов, Ведущий инженер-конструктор, Уральские локомотивы

В докладе рассматривается процесс разработки системы управления тягой «с нуля» при помощи модельно-ориентированного проектирования. Будут освещены такие аспекты проекта как: разработка системы управления тягой в Simulink, написание Cи кода и интеграция в Simulink, прошивка контроллера проверенным Си кодом, испытание и наладка системы управления тягой.
Бездатчиковое управление вентильно-индукторным электроприводом
Игорь Полющенков, Инженер-электромеханик, к.т.н., Рубикон-Инновация

Доклад посвящен решению таких вопросов как повышение надёжности и снижение стоимости вентильно-индукторного электропривода, снижению влияния шумов в измерительных цепях и сохранению энергетических характеристик при условиях бездатчикового управления (определения положения ротора косвенным путём).
Инструменты MATLAB/Simulink для разработчика релейной защиты
Дмитрий Еремеев, Инженер, ЦИТМ Экспонента

В докладе показана взаимосвязь разработки функций релейной защиты (РЗА) и имитационной модели защищаемого объекта. Рассматриваются преимущества построения имитационных моделей в среде MATLAB/Simulink. Также затрагиваются вопросы применения машины реального времени РИТМ в качестве инструмента разработчика в задачах отладки и прототипирования микропроцессорных устройств РЗА.
Расчет цепей демпфирования тиристорных преобразователей в среде MATLAB&Simulink
Алиса Выдрова, Инженер-программист, Силовые машины

В рамках данного доклада будет рассказано о программе подбора демпфирующих цепей, которая применяется в настоящее время и с помощью которой могут быть подобраны RC-цепи для щитов возбуждения с естественным, принудительным воздушным или водяным охлаждением.
Сессия 1: Автомобильные системы
Мероприятие прошло

Модельно-ориентированные инженерные организации
Никита Богославский, Генеральный директор, ЦИТМ Экспонента
Исторически инженерные компании совершенствовали процессы разработки "железа", а в цифровой век развивали практики
3D моделирования и конечно-элементного анализа, управление ЖЦ и производством. Этого уже не достаточно для избежания стагнации и медленного ухода с рынка, и это может негативно отразится на работе очень большого количества инженеров в нашей стране.
Параллельно активно развиваются инженерные и ИТ компании с фокусом на разработку программного обеспечения и совершенствование процессов программирования. Рост выручки таких компаний также близок к закату.
Будущие рынки будут принадлежать модельно-ориентированным инженерным компаниям, способным с помощью системных моделей и практик МОПа эффективно организовать комплементарный рабочий процесс как по ПО так и по производству и сопровождению аппаратуры.
Управление бесколлекторным двигателем с помощью Simulink
Аркадий Туревский, Инженер, MathWorks Inc.
Рассмотрим, как разработать алгоритм управления в Simulink и сгенерировать из него встраиваемый код, как вы можете видеть в этом видео, для управления бесколлекторным двигателем СДПМ (Синхронным двигателем с постоянными магнитами, PMSM).
Разработка алгоритма управления силовой установкой и гидравлической тормозной системой беспилотного транспортного средства с электроприводом
Андрей Студенцов, Инженер-конструктор отдела калибровочных работ гибридных силовых установок и транспортных средств, НАМИ
В докладе описан процесс создания и реализации комплекса математических моделей и программных средств с необходимой точностью параметров и сигналов, имитирующих поведение реальной высоковольтной аккумуляторной батареи, предназначенных для разработки и тестирования математических алгоритмов и программного обеспечения системы управления высоковольтной аккумуляторной батареи транспортного средства с гибридной силовой установкой.
Система управления верхнего уровня электробуса
Бауржан Оспанбеков, Руководитель группы электроники службы электрифицированных автомобилей, КамАЗ
Разработка ПО для электронного блока (алгоритмы управления высоковольтным и низковольтным (периферийным) электрооборудованием электробуса):

  • коммуникация между электронными блоками по CAN-шине в соответствии с протоколом J1939
  • управление исполнительными механизмами подключенными к аналоговой и цифровой периферии блока управления.
  • диагностика согласно протоколу J1939-73 (формирование мультипакетных сообщений)
  • Процедура заряда электробуса от ультрабыстрой зарядной станции
Предсказание отказов с помощью цифровых двойников
Павел Рословец, Ведущий инженер по системам управления, ЦИТМ Экспонента
Предсказание отказов и прогностическое обслуживание – это сейчас очень актуальная тема. При чем, пока кто-то только знакомиться с ней, компания Тесла, например, уже продает каждый автомобиль в комплекте с индивидуальным цифровым двойником, по которому в реальном времени предсказывает отказы и проводит техобслуживание.

В рамках доклада будут рассмотрены темы:

  • Что же такое, все-таки, «цифровой двойник», и какими средствами он создается
  • Как цифровые двойники работают и сохраняют свою идентичность реальному устройству
  • Какие есть методы предсказательного обслуживания и как в этом помогают цифровые двойники
Технология математического и имитационного моделирования и проведения испытаний систем управления высоковольтных аккумуляторных батарей для автомобильного транспорта
Андрей Малышев, Заведующий отделом калибровочных работ гибридных силовых установок и транспортных средств, НАМИ
  • ПИ-регулятор крутящего момента СУ
  • подавление крутильных колебаний СУ посредством задания противодействующего крутящего момента
  • вычисление тормозного момента для ГТС относительно вала электромашины СУ,
  • вычисление момента рекуперации на электромашине СУ
  • перераспределение тормозного момента между ГТС и СУ в зависимости от предустановок и внешних условий
  • машины состояний для регуляторов СУ и ГТС, обеспечивающие отработку определенных сценариев движения ТС (движение вперед или назад, трогание с места, остановка)

    ПИ-регулятор – пропорционально-интегральный регулятор
    ТС – транспортное средство
    СУ – силовая установка
    ГТС – гидравлическая тормозная система
Электротранспорт нового поколения: от идеи до серийного производства
Юрий Лямин, Иван Мелешин, Arrival
  • Электротранспорт 2 поколения
  • Обзор проектов - от малотоннажного грузового автомобиля до электроавтобуса
  • Клиенты и партнеры (UPS, royal mail, hyundai and kia, blackberry)
  • Собственная компонентная база - ECU, моторы/инвертора, БМС и тд
  • Собственные разработки облачной диагностики и телеметрии
  • Софтверные компоненты и модули управления
  • Модельно-ориентированное проектирование.
  • Автоматизация создания и тестирования моделей, низкоуровневого и исполняемого кода на процессоре
  • Примеры интересных технических задач с демонстрацией решений
Сессия 2: Авиационные системы
Мероприятие прошло
Системная инженерия и верификация
Михаил Песельник, Ведущий инженер по встраиваемым системам, ЦИТМ Экспонента
Современные технические системы становятся сложнее с каждым годом. Системный инжиниринг позволяет справиться с возрастающей сложностью систем, помогает избежать упущений и неправильных допущений и создать наиболее эффективное, экономное и надежное решение. В этом докладе вы узнаете больше о системном инжиниринге, а также об инструментах для поддержания процессов системной разработки и верификации.
Применение инструментов Mathworks в задачах разработки алгоритмов САУ самолетов транспортной категории
Сергей Алексеев, Главный специалист НИО Аэродинамики, Филиал ПАО Корпорация "ИРКУТ" - "РЕГИОНАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ"
В докладе будут рассмотрены следующие аспекты:

  • Разработка алгоритмов САУ в рамках работ по максимальному импортозамещению систем самолета SSJ 100
  • С целью оптимизации в части архитектуры системы управления ПО законов управления САУ и ПО законов управления СДУ реализуется в составе единого ПО вычислителей верхнего уровня Комплексной системы управления.
  • Расширение функционала САУ в части автоматической посадки по категории CAT IIIB
Отработка методики испытаний САУ самолета с использованием инструментов технологии МОП MATLAB/Simulink
Павел Громов, Инженер - конструктор 3 категории, Ил
В докладе раскрываются следующие темы:

  • Создание функциональной модели системы с трассировкой требований назначения системы к нормативным документам
  • Разработка тестов по контрольным примерам испытаний и тестирование функциональной модели по методике испытаний
Полунатурное моделирование
Михаил Песельник, Ведущий инженер по встраиваемым системам, ЦИТМ Экспонента
Полунатурное моделирование позволяет запускать модель объекта управления в реальном времени с подключением к реальным исполнительным механизмам, датчикам и блоку управления. Это позволяет осуществлять полноценную имитацию объекта управления. В этом докладе вы узнаете больше о пользе полунатурного моделирования, а также о программно-аппаратных комплексах для полунатурного моделирования.
Управление проектированием и отработкой алгоритмов систем дистанционного управления полетом самолета с использованием математического моделирования
Сергей Байков, Начальник отдела моделирования систем управления, Корпорация "Иркут"
В комплексной системе управления самолётов семейства МС-21 была реализована технология систем дистанционного управления – СДУ (fly-by-wire).
В докладе описан процесс проектирования алгоритмов СДУ и их настройка на этапах создания и отработки ПО с использованием штатного аппаратного обеспечения.
Разработка беспилотных систем
Павел Рословец, Ведущий инженер по системам управления, ЦИТМ Экспонента
Доклад посвящен современным инструментам моделирования и разработки алгоритмов различных беспилотных систем. Будут рассмотрены следующие темы:
• Системное моделирование
• Алгоритмы роботов и искусственный интеллект
• Тестирование и реализация алгоритмов
Сессия 3: Радиолокационные системы
Мероприятие прошло

Модельно-ориентированное проектирование радиотехнических систем
Марат Усс, Инженер по цифровой обработке сигналов, ЦИТМ Экспонента
Данный доклад ознакомит вас с преимуществами использования комплексной мульти-дисциплинарной модели в рамках модельно-ориентированного проектирования (МОП) сложных радиотехнических систем.
Будет описан процесс создания моделей систем, содержащих многофункциональные апертуры ФАР, высокочастотные и широкополосные аналоговые цепи, продвинутые алгоритмы цифровой обработки сигналов, функционирующих в различных режимах в рамках сложных сценариев работы. Также в докладе рассматриваются основные трудности при создании и использовании подобных моделей.

Модельно-ориентированное проектирование программно-алгоритмического обеспечения сложных оптико-электронных комплексов
Александр Семёнов, Начальник СКБ, НПО Алмаз
Анализ необходимости внедрения МОП и смягчение рисков при проектировании РЛС ДО
Андрей Климов, Заместитель главного конструктора, РТИ
Опыт сокращения проектных сроков за счет генерации кода для серийной аппаратуры
Дмитрий Шидловский, Инженер по внедрению МОП, ЦИТМ Экспонента
В докладе будет представлен опыт разработки встраиваемого кода для серийной аппаратуры полученного с помощью пакетов поддержки к генератору кода Embedded Coder. Будут рассмотрены преимущества такого подхода, такие как разделение работы команд программистов и алгоритмистов, работающих в одно время над одним проектом, повторное использование наработок в других проектах, возможность разрабатывать и верифицировать оптимизированные под аппаратуру алгоритмы до получения опытных образцов.
Прототипирование моделей РЛС в MATLAB
Андрей Арутюнян, Инженер, Алмаз-Антей
Доклад посвящен разработке среды автоматизированного проектирования радиолокационных систем и комплексов с целью сократить издержки на разработку новых комплексов РЛС, собрать и систематизировать опыт разработки.

Будут освещены следующие вопросы:

  • Проверка разработанных программных модулей на адекватность и соответствие математическим моделям.
  • Организация работы соисполнителей.
  • Быстрая подготовка моделей различных блоков для отладки среды разработки.
  • Автономная отладка разрабатываемых модулей (формирование входных воздействий, протоколирование, визуализация).
Сессия 4: Системы связи
мероприятие прошло

Разработка систем связи стандартов: 5G, Bluetooth, WI-FI, LTE
Марат Усс, Инженер по цифровой обработке сигналов, ЦИТМ Экспонента
В докладе рассматриваются новейшие подходы и инструменты для разработки систем связи в соответствии со стандартами 5G, Bluetooth, Wi-Fi, LTE. Будет разобран рабочий процесс проектирования, охватывающий этапы анализа, моделирования, тестирования и аппаратной реализации систем и устройств беспроводной связи.
В докладе также будут приведены примеры применения подобного рабочего процесса ведущими телекоммуникационными компаниями мира.
Применение MATLAB/Simulink в проектах компании Promwad
Александр Малоштан, Руководитель направления Адаптивных вычислительных систем, дизайн-центр электроники Promwad
В докладе будут рассмотрены два проекта компании:

  • Создание широкополосного спутникового модема
  • Создание многоканальной системы анализа наносекундных импульсов
В докладе будут освещены проблемы и трудности, с которыми столкнулись разработчики, а также пути их решения при помощи инструментов MATLAB/Simulink.
Автоматическая генерация кода: современный подход к разработке систем на ПЛИС
Марат Усс, Инженер по цифровой обработке сигналов, ЦИТМ Экспонента
Доклад посвящён теме автоматической генерации Verilog и VHDL-кода для реализации алгоритмов на FPGA и ASIC. Будут рассмотрены темы описания и отладки алгоритмов на высоком уровне, в виде динамических моделей, поэтапного уточнения математики моделей с учётом последующей аппаратной реализации, и сравнения показателей автоматически сгенерированного кода, и кода, написанного вручную.
Особое внимание будет уделено роли высокоуровневого моделирования и автоматической генерации в рабочем процессе верификации кода на ПЛИС.
Разработка физического уровня 5G базовой станции
Олег Сойкин, Технический маркетолог, Радио Гигабит
Реализация стандарта профессиональной связи DMR с помощью МОП
Дмитрий Шидловский, Инженер по внедрению МОП, ЦИТМ Экспонента
В докладе будет представлен процесс разработки физического уровня стандарта профессиональной связи DMR с помощью технологии модельно-ориентированного проектирования. Построенные модели физического уровня будут верифицированы с помощью передачи и приема данных со сторонней рацией стандарта DMR. В дальнейшем модели могут быть использованы для генерации встраиваемого кода на серийную аппаратуру.